думаю несколько ошибок или неисправностей которые приходят вместе.
1. еду по трассе все в норме, надо обогнать нажимаем педаль в пол - переключение на повышенную передачу (вдавливание в сиденье) и звездолет с мощностью обходит авто (появляется дым черный (но не много) - дым маслянистый как мне кажется). (это то что авто по механике вроде норм)
покатались покатались.
Еду раз на подъем что то чувствую авто за жопу держит "не едет" смотрю по оборотам двигатель не набирает оборотов выше 1500 - как будто не дает коробка переключится на повышенные обороты (тапком в пол ну думаю должна переключится - ноль реакции) и постепенно машина не едет и сбрасывает обороты (дымит! паровоз).
Включил ручную 2 - обороты поднялись но если честно мощности не добавилось не так сильно дымит но дымит. (думаю турбина умерла - хотя не могла на столько - подумал впускной коллектор пробит), остановился посмотрел на звезды

На счет дыма - думаю неправильная смесь - Разобрал егр - чистый - по сравнению с картинками что в инете (выставляют забитый), отверткой надавил открывается (во вход вакуума всос - вроде не пропускает) присутствует немного масла в воздуховоде.
Масло в норме не ест.
Поменял фильтр воздушный - думал забит (забит) но не сильно помогло.
На насосе ТНВД - на холодную при морозах - давало течь капало (пытался заметить откуда, потеплело, не могу найти - но найду)
(тут как-то забыл) про это - начало снова тупить - заехал на заправку - залил по горлышко - опять полетела (мысль либо воздух хватает в баке - либо половина бака - "гов...


Еше гипотеза - ну думаю клапан который включает 5 так как в один момент стал замечать что если завестись и поставить на 4 то есть не на драйв - то машина как -то к этому режиму (туплению) не переходит. поездил поездил, до конца не проверил (думал 5 врубается и после этого только на 5 и едет - на нижнюю не переключается)
Был момент когда начала скрипеть турбина - ну думаю приехал - поехал заменил масло - и все нормализовалось.
Вот и хочу понять куда лучше - понимаю что лучше не только ошибки читать а понимать что с чем (не хочется просто циферки увидеть - хочется понять последовательность действий) чтобы привести в порядок авто (сам с Белгорода - хочется к толковому автомобилисту попасть не для диагностику (циферки, коды почитать репу почесать и с чувством исполненного долга заменять все подряд) - а к человеку - который скажет - турбина - (заменить картридж) в коробке поменять клапан , лучше купит (такой фирмы) - поставить в такой месте (сто). ну а если руки не сильно кривые - то и сам замени.
что само интересно - бывает езжу - огонь!!!! (бывает - сейчас все больше ) ползаю. - хочу чтобы не умерла - а жила долго.
Предложили "Лаунчем" почитать и "дилерская - читает все" хотел Ваше мнение по моему вопросу (может искать старовкую).
"во вложении простая читалка ELM - OBD"
Спасибо за понимание . и длинный текст предыстории.